Децентрализованный

09.10.2016

Так вот, два-три пластических корректива - градоначальническая поза потрясения преобразится в позу восторженного, экстатичного приветствия, обращенного к «настоящему» ревизору в лице его посланника - жандарма. Прав Мейерхольд: Гоголь здесь не завершает, а начинает. Нашему сердцу и уму «немая сцена» говорит больше, чем все остальные - звучащие. Принцип децентрализованной системы становится в «Ревизоре» способом внутреннего - от «противного» создания образа недвижного мира.

«Гроза» построена так: автор рекомендует персонажей, обозначает место и календарное время действия, выводит на подмостки часовщика-самоучку Кулигина и, притаившись за кулисой, как это он обычно делал на «своих» спектаклях, ловит ухом всю «потустороннюю» сценическую реальность. Его забота - подготовить и расчистить пространство для жизни; кинуть семя, заронить искру в стог - пусть это совершится само собой, спонтанно уже там, в только что сотворенном мире. И звучит в исполнении Кулигина популярнейшая в то время песня А. Ф. Мерзлякова «Среди долины ровный...» - из нее-то, словно из зерна', «выводится» живой, трагический смысл сюжетной динамики «Грозы». Эта песня - не подделка, не стилизация под фольклор, и не следует думать, будто для фольклора она слишком литературна, а для литературы - вызывающе фолъклорна. Нет, песня эта - самостоятельный, серьезный и по-своему глубокий образ жанра, литературное отражение народнопоэтической художественен формы. Об авторе этой песни, А. Ф. Мерзлякове, Белинский писал: ...это талант мощный, энергичный: какое глубокое чувство, какая неизмеримая тоска в его песнях!.. Это не песешш Дельвига, это не подделка под народный такт - нет: это живое, естественное излияние чувства, где все безыскусственно и естественно в 1831 году один из критиков констатировал: песни Мерзлякова от Москвы до Енисея», - популярны они были необычайно. Привожу полный текст песни «Среди долины ровный...»:








НОВОСТИ   про ЛЕАН-М   все новости
RSS