RTL-SDR

09.10.2016

Любовный призыв Катерины в овраге - «Не жалей, губи меня!» - экстатичный отклик на песню, здесь же, чуть раньше, исполненную Кудряшом. Некий «добрый молодец» намеревается покарать неверную жену, а та умоляет не губить ее «со вечера», а загубить ее «со полуночи», когда уснут и «детушки», и «соседушки». Катерина песни этой не слышит и в овражную «преисподнюю» спустится еще не скоро. Однако в органическом художественном мире отклик на внешнее слово возможен в случае, когда слово не услышано, здесь нет цепочки «уста - ухо». Катерина приобщена к песне RTL-SDR внутренне, вне огрубляющей пространственности: и слово, и отклик на него, наподобие параллельных прямых, принадлежат здесь единому, высшему Целому и пересекутся в высшей смысловой Дали (попутно: в этом лоне зарождается чеховская формально безадресная реплика). В соборном поле общения отзвук может опередить звук, следствие - причину, и в этом плане песня Кудряша - эхо события, еще не состоявшегося, греховной встречи Катерины с Борисом; кара накануне преступления.

В жестокой песенной фабуле «сила» (муж) и «жалость» (мольба) антиномичны, они противостоят друг другу незыблемо и необратимо: убийство должно совершиться, мольба должна быть исторгнута, и авторитету любви (измены) не будет нанесен ущерб. И в самом деле: женщина не раскаивается в «богомерзком» поступке, и моление не дискредитирует и не отменяет ее греховного чувства, и добрый «молодец» стоит на своем неколебимо. В резком противостоянии «силы» («смерти»), «жалости» и «любви» - всеобщая правота или всеобщая виновность: прав (или не прав) муж в своей неколебимости, права (или не права) и жена в своей чувственной раскрепощенности и мольбе. Здесь нет полемики, нет корректировки позиций, путей к примирению сторон, поиска нюансов, что могли бы как-то смягчить ситуацию. Как ни укрупняй компоненты, не зацепят они друг друга, каждый будет разрастаться в свою даль: «принципиальная схема» песни, увы, сохранит исходные очертания.

Последнее действие «Грозы» открывает опять-таки Кулигин; и вновь на устах у него - поэтическая аллегория - звучат первые четыре ее стиха: Ночною темнотою покрылись небеса, Все люди для покою закрыли уж глаза...








НОВОСТИ   про ЛЕАН-М   все новости
RSS