Продаю недвижимость

15.10.2016

У нас часто прославляют мажорность условного театра XX века с его зрелищностью и нарочитой театральностью. Искусство Яковлева было подлинно мажорным искусством. Но мажорность реалистического искусства происходит от глубины постижения жизни, от свободного овладения ею и умения выделить самые яркие, самые типичные детали ее. Когда беззубый старик Грознов доставал свой складной нож, скоблил им яблоко и втягивал его в рот, когда он заворачивал яблоко в платок или прятал полученные от Филицаты деньги - это была сама жизнь и даже лучше ее.

Созданный Яковлевым образ был многогранным. Когда подвыпивший Грознов рассказывал свою любовную историю о том, как пугал он застигнутую врасплох Мавру, в его речах была целая гамма чувств. Здесь выступали варварская примитивность натуры, бахвальство, задор и самоуверенность Грознова. Но была в его речах и горечь, и едкость, и обида на свою старую любовницу. И вместе с тем, образ заключал в себе элемент условности. Эта условность состояла в преувеличении изображенного. Актер ясно чувствовал условную природу театра и накладывал краски ярче, чем в жизни. Однако характер никогда не терял своей социальной типичности и психологической убедительности, нигде не переходил в гротеск, превращающий персонаж в условную куклу. А здесь я продаю недвижимость.

Конечно, Яковлев отбрасывал нечто второстепенное, но именно второстепенное. Он не схематизировал и не упрощал жизни, а, наоборот, собирал самые выразительные ее краски. Он брал детали, которые в жизни разбросаны, существуют отдельно друг от друга, и сближал, концентрировал их. Его искусство можно уподобить линзе, которая собирает в фокус, сосредоточивает рассеянные в воздухе лучи и создает яркий блик. То, что характеры Грознова и Барабошевой были многогранны и многозначны, позволило Яковлеву и Турчаниновой внести еще одну ноту. В последней сцене отношения их обретают лирическое звучание.








НОВОСТИ   про ЛЕАН-М   все новости
RSS