Чистка ковров

27.10.2016

И оправдывать разрыв с Мелузовым стремлением служить искусству сегодня неправомочно. Поступок Негиной - сделка с совестью, преступление. В этом преступлении виновато окружающее Негину общество. Перед нами тяжелая драма. Негина вертится между тремя заколдованными кругами. Петя - это скромная семейная жизнь в мещанском окружении. Великатов- это преступная связь, которая дает ей внешнее благополучие. Но Великатов, кроме того, - это путь к театру, он поклонник ее таланта.

Негина уходит к Великатову. Это не капитуляция перед мещанством, а отрешение от себя ради искусства. Станиславский делает тонкое замечание: если бы это было не так, перед нами был бы Чехов, а не Островский. Мещанство - самый страшный враг Чехова. Для Островского оно таковым не является. Гораздо страшнее для него чистоган и корысть.

С такой трактовкой связано и иное толкование Великатова. Станиславский последовательно проводит мысль о том, что он человек, абсолютно чуждый Негиной. И даже применяет к нему термин покупщик. Записи репетиций сохранили множество блестящих по тонкости и проникновенности психологических и бытовых деталей, которые расцвечивают пьесу и придают ей новые оттенки. Возможно вам понадобится чистка ковров.

Приведем два примера. Станиславский очень долго работал над сценой объяснения Негиной с антрепренером Мигаевым. В этой сцене Островский дал Мелузову очень немного слов. Но следуя своему методу физических действий, Станиславский добивался внутренней активности студента. Мелузову все мало понятно и странно за кулисами. Он не разбирается в том, что происходит перед ним, но старается разобраться. С другой стороны, он не может оставаться холодным наблюдателем. Обстоятельства требуют, чтобы он помог любимой женщине. Он должен все понять и прийти ей на помощь и потому порой срывается и ввязывается в разговор. Внутреннее состояние персонажа и линия его поведения раскрыты Станиславским очень глубоко.








НОВОСТИ   про ЛЕАН-М   все новости
RSS