Элитные двери

20.01.2017

Вопросы жизни и смерти, всегда волновавшие Яначека, заняли главенствующее место в его творчестве 20-х годов. Он страстно любил жизнь и, по свидетельству племянницы, избегал ходить в церковь, так как в ней, по его словам, все связано со смертью. Религиозное чувство у Яначека отсутствовало, и его произведения говорят о людях, а не о боге. Жизнь для него - деяние, творчество, помогающее побеждать горькие мысли о неизбежном конце. Это не ужас перед пропастью смерти, угнетавший в последние годы Тургенева и нашедший потрясающее выражение в стихотворениях в прозе, а ненависть к разрушительной силе, убивающей людей. Яначек прославлял жизнь в финалах опер, в Симфониетте, но всего ярче в Глаголической мессе (1926), произведении исключительного своеобразия, органически связанном с давней кирилло-мефодиевской традицией, которой он оставался верен до конца дней.

Оригинальность замысла не сводится к использованию славянского текста вместо традиционного латинского. Вопреки заглавию (mse) Месса Яначека не относится к культовой сфере. Светлый, ликующий характер музыки роднит ее с финалом «Лисички Вострушки». Композитор писал, что хотел создать произведение, свободное от мрачного монастырского колорита и традиционных имитаций. Он противопоставлял свою Мессу церковной музыке и мессам немецких классиков. Возможно вам понадобятся элитные двери.

Глаголическая месса - пантеистический гимн, прославляющий людей и природу. «Действие» ее развертывается не в церкви, ибо, по словам Яначека, стены его храма - это гигантские горы, купол - небеса, свечи - высокие пихты, на верхушках которых загораются звезды, а ковер - зеленая трава, кадильный дым - аромат лугачовицких лесов.








НОВОСТИ   про ЛЕАН-М   все новости
RSS