Узбек килиплар

18.03.2017

В отличие от «Победы над солнцам», теперь не он определял стилистику спектакля, а автор пьесы и режиссер. Расхождения же между ними и основателем супрематизма были очевидны. «Я не разделял предметной установки образов в поэзии Маяковского, говорил Малевич в той же беседе с А. Февральским мне было ближе беспредметничество Крученых, мое отношение к постановке было кубистического характера».

Итак, основу оформления составляли задники, написанные в кубистическом духе и изображавшие Ад (в виде красного с зеленым сводчатого готического зала, похожего на сталактитовую пещеру), Рай (облака в форме разноцветных анилиново-розовых, голубых, малиновых «пряников») и Землю обетованую (абстрактная композиция на индустриальные мотивы). По сути своей, это были самые обычные живописные декорации, изображавшие места действия, только выполненные средствами авангардной живописи («на одном холсте я писал несколько плоскостей; пространство я рассматривал не как иллюзорное, а как кубистическое»). На афише спектакля значилось: «узбек килиплар».

Что же касается Земного шара, то этот образ обобщенного места действия был сооружен в виде полусферы «глобуса», которая занимала сценическую площадку в первых двух актах. В отличие от живописных задников, это сооружение носило уже не кубистический, а иллюзорный характер, являясь вполне узнаваемым, можно сказать даже «реалистическим» изображением Земного шара в форме его сценического макета. Однако, несмотря на относительно большие размеры (диаметр около 5 метров), эта единая установка (в отличие от тех, о которых шла речь в предыдущих разделах) не предназначалась для актеров. Не предназначалась как по техническим причинам (она была сделана из непрочного материала, то есть бутафорски), так и по сути своей (Земной шар не был ни «пьедесталом», ни «клавиатурой», каковыми являлись архитектурные сооружения Аппиа, Крэга, и их последователей, создававшиеся на планшете, то есть на поверхности земли, в виде системы лестниц, площадок, подестов, подиумов и предназначенные для движения по ним человека). Действие происходило в основном перед полусферой, и поэтому она воспринималась как декорация.








НОВОСТИ   про ЛЕАН-М   все новости
RSS