Раклетница

04.04.2017

Когда читаешь воспоминания современников и людей, которые непосредственно окружали Вахтангова, создавали вместе с ним театр, то чувствуешь, что они воспринимали этот спектакль не только как открытие новых путей в искусстве, но и как исповедь художника, как представление его о мире, о будущем, о человеке. Известны слова Немировича-Данченко, сказанные им после просмотра «Принцессы Турандот», что создатель этого спектакля знает, что в старом надо смести, а что незыблемо, что в этом спектакле благородная и смелая раклетница великолепно нащупывает пути завтрашнего театра. Во многих работах подробно рассматривается то новое, что принес этот спектакль в театральное искусство: своеобразие сценической формы, новый подход к творчеству актера, к актерскому мастерству, великолепное владение «системой» и т. д. ит. д.; и странно, что именно этот спектакль и стал основанием «вахтанговского» штампа.

Когда сейчас пытаешься представить себе, мысленно ощутить атмосферу этого спектакля, то видишь, какую большую роль в ней играло особенное самочувствие актеров, которое складывалось из взаимодействия сложных элементов. Как вспоминает Ю. А. Завадский, актер, играющий принца Калафа, должен был с абсолютной верой действовать от лица этого образа и, кроме того, постоянно ощущать себя актером итальянской комедии масок, иронически относящимся к образу, который он играет. Плюс к этому он должен был оставаться современным актером, со своим отношением к итальянскому актеру, к наивным приемам его игры. Все это, конечно, насыщало спектакль весельем, особой, радостной, подлинно театральной стихией. К счастью, и сегодня мы имеем возможность видеть костюмы, декорации спектакля, можем оценить их роль в создании этой праздничной атмосферы. Действительно они ярки, изящны, ироничны. Мы вспоминаем ведущих спектакль четыре знаменитые маски, знаем, что они весело шутили по ходу действия спектакля. Некоторые из этих шуток и сегодня звучат смешно и забавно. Но если воспринимать атмосферу «Принцессы Турандот» как складывающуюся только из этих элементов, то создается впечатление некоторой ее однозначности, однотонности. Однако это впечатление быстро рассеется, если мы вспомним, а это необходимо сделать, чтобы иметь верное представление о спектакле, то важнейшее требование, которое Вахтангов предъявлял к актерам.








НОВОСТИ   про ЛЕАН-М   все новости
RSS