Фотобудка

13.06.2017

Универсальность кино, которую кое-как удается защитить с помощью хитрых приемов «субтитрирования» и «дубляжа», снова в опасности. Спустя несколько дней после приезда в Москву на «Мосфильме» нам показали несколько широкоэкранных советских лент формата «синемаскоп». Я не устоял перед соблазном бросить вызов своим хозяевам: «Зачем вы подражаете американцам - вас ведь не вынуждает к этому коммерческая необходимость?» На что мне ответили:

- Значит, вы не верите в прогресс?

- Не всякое новшество - прогресс,- возразил я. Эту дискуссию я хотел бы возобновить здесь. Одной из серьезных трудностей в эпоху, столь богатую переворотами, является умение отличать истинный прогресс от новшества. Прогресс благотворен. Новшество не всегда.

Немного истории, если вы не против. Через несколько лет после первых публичных просмотров живых картин в Париже состоялся международный конгресс, кажется под председательством Мельеса. Этот конгресс вынес основополагающее решение: единый формат для всех фильмов, единая фотобудка их проекции. Всемирное кино родилось. С момента изобретения братьев Люмьер и до недавнего времени форма экрана практически не менялась. Между тем возможное изменение этой формы часто служило предметом обсуждения специалистов. На одном из совещаний где-то в начале 1950 года, когда еще не заходила речь о синемаскопе или аналогичных способах, этот вопрос обсуждался многими режиссерами, в числе которых был и Пудовкин. И наши коллеги высказались за увеличение экрана - но не за такое, какого мы достигли сейчас,- а за увеличение в высоту. Каким бы странным ни казалось сегодня такое предложение, оно не удивит ни художников, ни декораторов. В самом деле, что такое пейзаж без кроны деревьев, неба и туч или дворец без потолков?

Защита традиции - неудобная позиция в нашу эпоху. Но я считаю, что классический экран, быть может и случайно, выбран очень разумно. Именно форма такого экрана позволяет лучше всего выделить персонаж, не оставляя вокруг него слишком много пустоты, сгруппировать несколько персонажей так, чтобы они не мешали друг другу, и позволяет зрителю следить за передвигающимся предметом, не захватывая в поле зрения чересчур большой поверхности окружающей декорации.








НОВОСТИ   про ЛЕАН-М   все новости
RSS