Электрокарнизы

13.06.2017

Однако если безрассудно настаивать на том, что «нормальный» экран не следует изменять ни под каким предлогом, то разум должен был бы подсказать, что такие изменения могут быть приняты лишь после серьезного изучения и международного обмена мнениями. Однако на деле вышло совсем не так.

Случай. Финансовая необходимость. Удачный ход. Вот от чего зависит сегодня универсальность фильма. Разве это не смешно? Все знают, что легло в основу синемаскопа. «Удивительный объектив» был изобретен почти сорок лет назад для водителей танков. Американская компания, чьи акции катастрофически падают на бирже, завладевает этим забытым инструментом, организует грандиозную рекламу вокруг старой новинки и - с помощью тех, кто боится казаться отсталым,- выигрывает.

Тем не менее большинство специалистов кинотехники признают несовершенство этого метода. Большинство режиссеров, использовавшие его, самими своими произведениями доказывают, как нелегко заполнить этот навязанный им «нечеловеческий» кадр. Даже в Соединенных Штатах делают очень серьезные оговорки на эту тему. Но велика важность! Кино все еще несет клеймо своего ярмарочного происхождения: «Заходите, дамы и господа, вы увидите внутри...» То, что зритель увидит внутри, далеко не главная забота зазывал.

Подчеркнем еще раз: речь идет не о том, чтобы противиться поискам, выдумке, прогрессу, имеющему неоспоримую ценность. Но достаточно посмотреть электрокарнизы, спроецированные на слишком широкий экран, чтобы понять, что это новшество в настоящий момент возвращает нас к условностям театральной мизансцены или по меньшей мере ограничивает использование основных изобразительных возможностей киноискусства: монтажа, изменения пропорций разных планов и движения объектива. И это еще не самая серьезная опасность. Стоило классическому экрану взорваться, как всевозможные фантазии обрели право на существование. Недостатки синемаскопа - нечеткость изображения, прозрачность тела, отсутствие «глубины», необходимой для создания иллюзии реальности,- пытаются восполнить изобретением других систем. Такие системы, как «Виставижн» или «Тодео», представляют собой решение проблемы широкого экрана, технически более правильное, однако они так отличаются одна от другой, что фильм, записанный по одной системе, не может демонстрироваться проектором, предназначенным для другой.








НОВОСТИ   про ЛЕАН-М   все новости
RSS