Компромат

17.06.2017

Что утверждал Жан Эпштейн свыше сорока лет назад? «Напрасно ведут разговоры о кино для элиты... Это уже не будет кино...» В те же годы Леон Муссинак говорил: «Кино будет популярным, или его не будет вовсе». Но для того, чтобы быть популярным, недостаточно одного желания. «Искусство не рождается массовым,- сказал Маяковский,- оно массовым становится в результате суммы усилий».

Наконец-то! «Сумма усилий»- это требует упорства и терпения, не говоря уж о таланте. Изображать из себя непризнанного гения намного легче. Посмотрим, что говорит Ингмар Бергман: «Создатель фильма имеет дело со средством выражения, которое интересует не только его самого, но и миллионы других людей. Зритель требует от фильма лишь одного: «Я купил билет и хочу развлечься, забыть все заботы, близких, работу, выбраться из собственной шкуры». Компромат, который знает это требование и живет на деньги зрителей, попадает в тяжелую ситуацию и вынужден с ней считаться. Создавая фильм, он постоянно должен учитывать реакцию зрителей. Лично я постоянно задаюсь вопросом: нельзя ли выразиться проще, точнее, лаконичнее? Каждый ли поймет, что я хочу сказать? Сможет ли самый неизощренный ум проследить за ходом событий?»

На такое честное заявление способен лишь подлинный мастер. Только наводящие скуку дилетанты все еще верят, что должны существовать два кино: одно для масс, другое для так называемой элиты. Я и сам придерживался подобного мнения в те времена, когда, идя против течения, пытался защищать кино «высокого качества». Но от этого до восхваления кино элитарного необозримая дистанция.

Во Франции некоторые кинотеатры имеют специальное название: «Искусство и эксперимент». «Эксперимент»- еще куда ни шло. Но вот «искусство»... Что тут имеют в виду? Какие установления, какие чиновники гарантируют качество того, что называется искусством в отличие от того, что таковым не является? Как обстоит дело с уставом официального авангарда?








НОВОСТИ   про ЛЕАН-М   все новости
RSS