Кружева

Оригинальный 12-ти серийный проект с рабочим названием «Кружева» — это, по определению авторов (Ольги Гуровой и Веры Шер), «современный антиЧехов». Если чеховские три сестры прикладывали все усилия, чтобы вырваться из провинции в Москву, то три сестры нового сериала ЛЕАН-М переселяются из столицы в маленький город, и только там находят себя, заново учатся понимать друг друга и жить рядом.

Кто сказал, что для того, чтобы быть счастливым, надо непременно быть богатым? Женя (Глафира Тарханова), Лера (Анастасия Савосина), Саша Вершинины (Элен Касьяник) и их мать Лана Георгиевна (Елена Яковлева) доказали, что настоящее счастье вовсе не в деньгах и московской прописке. Можно жить в соседних комнатах роскошного особняка и при этом быть друг другу чужими. И только попав в беду, лишившись всего, переехав в маленький деревянный дом дочери и мать понимают, как любят друг друга и как в друг друге нуждаются.

«Можно сказать, придумывая сценарий сериала „Кружева“, мы решили проверить, есть ли жизнь за МКАДом, — признались сценаристы сериала. — Оказалось, жить и быть счастливыми можно где угодно, даже в захолустном Лепинске».

О работе над проектом:

«Сериал „Кружева“ — о том, что современный мир, на самом деле, и шире, и лучше, чем мы его представляем. Мы все понимаем, что провинция не очень любит Москву, может быть, и заслуженно. Срабатывает зависть, иногда не белая, а чёрная. И москвичи иногда дают для этой зависти повод. Они — существа избалованные, которым очень многое в жизни подносится на тарелочке.

Мы старались сделать сериал, который, может быть, помирит Москву и далекие окраины, потому что все мы живем в одной стране, в одном доме. И москвичи, которые на сегодняшний день производят впечатление богатых, сильных мира сего, на самом деле тоже люди. Они тоже могут оказаться в не самых хороших жизненных ситуациях. Важно, что в человеке, оказавшемся в таких ситуациях, просыпается не гадкое, а то хорошее, что было изначально заложено. В этом хороший пафос нашего сериала.

Одну из главных ролей в „Кружевах“ сыграла всенародно любимая актриса Елена Яковлева. Её мы воспринимаем, всё-таки, как человека из провинции, человека из народа, которому повезло. Какие бы роли она не играла в кино, в театре, все равно в ней сохраняется что-то русское, настоящее. История „Кружев“ как раз про такую женщину, которая и дочерей воспитает людьми, и сама готова во имя правды отречься от благополучия».

«Сериал „Кружева“ был написан женщинами-сценаристами. Я прочитала сценарий, он мне очень понравился. Сериал — оригинальный, а не адаптированный. Мне история сплочения трёх сестёр показалась очень интересной, к тому же, есть аналогия с австралийским сериалом, который тоже назывался „Кружева“. Но там речь идет не о трёх сёстрах, а о трёх подругах, которые разлетелись по миру, но потом нашли друг друга вновь.

Я участвовала в подборе актеров на втором этапе утверждения кастинга. Был предоставлен дрим-каст, и на роль мамы, Ланы Вершининой, уже была определена актриса Елена Яковлева. Можно сказать, что она являлась основной точкой, вокруг которой потом собиралась вся семья. Типажи дочек формировались так, чтобы было внешнее сходство с ней. Конечно, хотелось, чтобы семья выглядела семьёй, чтобы дочки были похожи на маму. На мой взгляд, самой похожей оказалась Лера, её играет Настя Савосина. Один типаж: блондинки, даже по темпераменту актрисы чем-то похожи. Мне очень понравился выбор актрисы на роль Жени — Глафиры Тархановой, я даже настаивала на этой кандидатуре. В сериале снялись маленькие сыновья актрис, Насти и Глафиры. Они сыграли детей их героинь, Леры и Жени.

Мы почти весь съёмочный период работали в Звенигороде, потому что эту деревенскую историю невозможно было снять в Москве. Хорошо, что всё снималось в настоящих деревенских домах, а не в декорациях».

«Мы старались сделать некоего „антиЧехова“. У него в одной из пьес три сестры сидели в провинции и рвались в Москву, а наши три сестры в провинцию приезжают. Хотелось показать, что можно уехать из Москвы и, тем не менее, устроить свою жизнь и быть счастливыми. Когда мы придумывали образ провинциального Лепинска, взяли кусочек из Астрахани — деревенский дом с сортиром и душем на улице, в таком жили мои дедушка с бабушкой; краеведческий музей „перенесли“ из маленького украинского городка, где родился мой бывший муж. Во всех маленьких городах есть разваливающиеся краеведческие музеи, которые, почему-то, должны интересовать всех приезжих. Лепинск — совершенно типичный городок, таких масса, если отъехать от МКАДа километров на двести. Есть огромное количество городишек, половина которых — хрущевские дома, половина — частный сектор. Народ живет там так, как показано в „Кружевах“. Само название Лепинск у нас появилось от слова „лепить“.

Сценарий сериала мы придумывали позапрошлым летом, примерно в августе месяце. Было очень жарко и весело. Изначально мы писали какую-то комедию, достаточно несерьёзно относились к героям. Лана у нас первое время ходила в пеньюарах по огороду, мы над всеми героями немного „издевались“. А потом, когда пришел запрос от канала, всё стало серьезно, пеньюары закончились. Только в образе Леры, средней дочери, остались какие-то „хулиганские“ черты: она у нас ходит в необычной одежде, ездит на разрисованной машине. Лера получилась связью столицы и провинции: выходит замуж на иностранца. Бизнес, который Лера в результате „замутила“ — производство кружева, которое она продает в Москву за очень большие деньги.

Идею кружева мы придумали не сразу. Хотелось какого-то промысла, но такого, чтобы было наглядно, интересно смотреть. Решили, что это будет кружевоплетение — не плошки же им лепить. Но сначала был придуман дедовский сундук, в котором хранилось бабушкино платье. Потом идея нам так понравилась, что было решено: в этом краю все издавна занимались кружевами. Как ни странно, канал почти ничего в нашем сценарии менять не захотел. Только к финалу они просили добавить больше серьёзности: мы в конце сериала разгулялись: на свадьбу пригнали бандитов, которые должны были устроить настоящий „трэш“. Но канал нам сказал, что хочется палеха, шалей, хороводов. В результате мы образно закольцевали ту идею, с которой все начиналось: семья вновь воссоединяется, мать и дочери, пройдя через испытания, начинают лучше понимать друг друга.»

Отправной точкой для написания сценария сериала «Кружева» было желание рассказать о том, что жизнь существует и вне столицы. Конечно, к моменту выхода сериала на экраны все персонажи претерпели большие изменения. Это уже не только наш сценарий, это общая работа и редакторов, и режиссера, и актеров. Каждый добавлял в эту история свое видение, свое понимание. Например, в начале работы мы все представляли Лану женщиной, которая привыкла жить за спиной мужа, не способна принимать самостоятельные решения. Это был практически фарсовый персонаж. Какой она в результате получилась у Елены Яковлевой, мы скоро увидим. Претерпел изменения и характер Кирилла. Нам он почему-то представлялся благородным героем, почти идеалом. Он был настолько хорошим, что стал казаться неживым, «монохромным». Хорошо, что в процессе работы удалось его немного «оживить».

Пожалуй, в первую очередь, мы писали сценарий о семейных ценностях. Когда люди живут в городе, они порой не слышат друг друга. А ведь самое главное в человеческих отношениях — сопереживать другим и слышать других. Изначально, в семье Вершининых Женя была единственной, кого интересовали дела родных. Чтобы объединиться, почувствовать себя одной семьей им пришлось преодолеть много трудностей и доказать, что жизнь возможна не только столице. Иногда надо пройти нелегкий путь, чтобы научиться видеть вокруг себя хорошее.

«Обычно в сериалах всё строится на том, что кто-то (он, она, любой герой) приезжает в Москву, и здесь их карьера складывается удачно или не удачно, им приходится преодолевать какие-то препятствия. У нас в „Кружевах“ ровно обратная история: в силу обстоятельств четыре героини (мать и три дочери) — очень обеспеченные, из хорошей семьи, с хорошим образованием и достатком, вынуждены перебраться в провинциальный уездный городок. Но именно там они находят себя, там складываются их судьбы. Вот такой сюжет. Это история о женщинах, о бесконечной любви, удачах и неудачах, о поисках своего счастья. А для женщины счастье — это не карьера и работа, а, прежде всего, найти свою вторую половину. Вершининых ждет много страданий, поисков, и, наконец, счастья. Им придётся наладить отношения между собой. Живя в большом доме, где у каждой была своя комната, они существовали параллельно друг другу, особенно не соприкасаясь. Когда они переезжают в Лепинск, становится понятно, что выжить можно, только помогая друг другу, плечом к плечу. И тогда они находят друг друга, завязывается дружба.

В „Кружевах“ все три дочери Вершинины с характером, они почти как три сестры Чехова. У каждой какая-то своя цель в жизни, они очень цельные натуры. Поэтому у них всё складывается, они преодолевают свои проблемы.

У нас замечательные актеры. С Еленой Яковлевой я работаю впервые, это очень профессиональный, деликатный человек. Все девочки Вершинины — замечательные, очень красивые. Думаю, в будущем они станут не менее известны, чем их экранная мама. Глафира Тарханова и Настя Савосина — уже известны зрителям. Элен Касьяник, самая младшая — очень способная девочка. Может быть, пока ей еще не хватает опыта, но чувствуется, что она со всем может справиться».

«У нас так складывается расписание съемок „Кружев“, что днём часто приходится снимать ночь, а ночью — день. Приходится подстраиваться под график актеров. Чтобы „поменять“ время суток, помимо фильтров, мы используем разные операторские ухищрения, но какие — рассказывать не буду.

Снимаем сериал мы в деревне Дютьково, под Звенигородом: здесь симпатичная природа, очень живописная деревенька. Надо было бы здесь снимать все линии сюжета, а не переносить съёмки в Москву (там мы снимали особняк Вершининых).

Сериал „Кружева“ мне нравится, я вообще кинолюбитель, очень люблю кино снимать. И сценарий был очень интересным. Есть киношный анекдот про двух мышек, которые грызут пленку с фильмом, и одна другой говорит: „А сценарий-то был лучше“. Хочется, чтобы у нас сценарий лучше сериала не оказался».

«Деревенский дом для съёмок сериала „Кружева“ мы нашли совершенно случайно. Поехали выбирать натуру в Звенигород, но потом повернули к , как будто что-то нас тянуло. И увидели эту деревню. Здесь есть какой-то особый дух, как будто что-то нас сюда привело. Эта деревня была „киношной“ и до нас — здесь снимали „Морозко“, „Тени исчезают в полдень“. Дому, который мы выбрали для съёмок, больше ста лет. Конечно, что-то пришлось передекорировать, но не многое. В основном обстановка внутри осталась прежней.

Здесь, в деревне, нам еще предстоит снять четыре объекта: деревенский дом Лебедевых, сторожку, пасеку, речку и болото. Правда, пасеку нам еще сначала нужно „сделать“. Возьмем ульи в аренду у мастных пасечников или просто построим несколько и поставим в лесу. Получится красиво.

Есть здесь и ещё одна интересная деталь: машина Леры, которая припаркована перед деревенским домом. По сценарию на ней должны быть изображены кружева. Перед началом съёмок мы заказали аэрографию. Сначала предполагалось, что машина будет кислотного цвета, чтобы соответствовать характеру героини — тусовщицы, художницы. Но получилось на совсем так, как мы изначально планировали. Надеюсь, зрителям понравится».

«Сериал „Кружева“ — очень примечательный и интересный, в том числе и по костюмам, которые мы придумали для героев. Есть три дочери, три сестры, при этом они все разные. Средняя, Лера (Анастасия Савосина) — очень близка мне по духу как дизайнер. В сложившейся ситуации, когда семья оказывается в бедственном положении, она пытается найти место в жизни и зарабатывать деньги своей профессией. Друг устраивает её в модный дом, где она проявляет себя с очень хорошей стороны. Лера — талантливый дизайнер, она рисует замечательные эскизы. В сериале будут показаны две коллекции: первая — дома моделей, куда устраивается Лера, и вторая коллекция — это уже её собственная, безумно интересная находка, настоящий прорыв. С помощью семьи и жениха Лера понимает, что кружево ручной работы, которое плетут в городке, куда переезжают Вершинины, можно использовать нетрадиционно: в коллекции дизайнерской одежды. И это получится модно, актуально, на это будет интересно смотреть. Я являюсь дизайнером марки ZIMALEТTO, и в сериале мы будем микшировать реальную коллекцию следующего сезона с костюмами, придуманными специально для „Кружев“.

У Саши (Элен Касьяник), младшей дочери Вершининых, по сценарию должно быть необычное выпускное платье: оно будет сделано из старинного кружева, но покрашено в ярко-синий цвет. В ситуации, в которой оказалась семья Вершининых, они не могут позволить себе, как раньше, зайти в бутик и выбрать понравившееся. Саше приходится довольствоваться платьем из бабушкиного сундука. Старшая сестра, Лера, берет старинное платье, что-то убирает, что-то пришивает (всё будет происходить в кадре, на глазах зрителей), красит его. Вещь полностью меняется, превращается в вечернее платье, тем более, кружево сейчас очень актуально. Это интересный момент, дизайнеры часто так делают: берут вещь из гардероба бабушки или мамы, что-то меняют в ней и получают остро-модную одежду. У нас модное платье из свежей коллекции было доработано, к нему пришили состаренное, связанное крючком, кружево, детали из шифона. Уже в кадре что-то будет убираться, меняться подкладка, пришиваться ленты. И платье превратиться на глазах зрителей из старинного в современное и модное.

Очень интересно, как меняются костюмы героев с их переездом в провинцию. Если в первой части мы видим лоск, женщины семьи Вершининых одеваются актуально, выдержанно и модно. То в последующих сериях некоторые вещи „из прошлой жизни“ остаются, но к ним прибавляются детали деревенского стиля. И вдруг рождаются новые модные образы, которые будут острыми и актуальными даже в деревне. Лера появится в резиновых сапогах, и они будут смотреться абсолютно „в тему“. Будет интересно».

«Изначально по сценарию девочки Вершинины, хотя и живут в богатом доме, достаточно воспитаны и скромны. У Жени (Глафира Тарханова) строгий образ, она не терпит никаких излишеств и считает, что, в первую очередь, надо быть умной, а не красивой. Но к середине сериала Женя у нас расцветает, образ становится более романтическим, она раскрывается. Саша (Элен Касьяник) — это сорванец, ей тоже совершенно нет дела до того, как она выглядит. Для Леры (Анастасия Савосина), хотя она модница и дизайнер, больший акцент делается на одежде, прическам и макияжу она уделяет мало времени. Лера взбалмошная, вздорная, всё делает на бегу. Особого гламура ни у кого из актрис нет, так что „разгуляться“ гримерному цеху негде. Характеры героев в большей степени выражаются одеждой. А мы делаем достаточно натуральный макияж, без всяких излишеств.

Лана (Елена Яковлева) у нас женщина ухоженная, красивая, холёная. Елена — потрясающая актриса, изменения образа её героини мы обыграем с помощью прически. После переезда в провинцию она будет выглядеть проще. Но как-то специально старить ее с помощью грима нет необходимости. Думаю, все эмоции Елена сыграет сама.

У всех наших актрис шикарные длинные волосы, это хочется использовать в кадре. Мы не делаем какие-то невозможные прически. В основном это хвостик, пучок. Конечно, хочется изменений. В некоторых сериалах прически актрисам не меняют по пятьдесят серий, чтобы не напрягаться. Мы стараемся изменять хотя бы мелочи достаточно часто. Сцены снимается не подряд, а „вперемешку“, поэтому мы усложняем себе задачу с постоянными перегримом, перепрической. Тем не менее, пытаемся использовать те небольшие возможности, которые у нас есть, чтобы были какие-то тонкости, нюансы, чтобы прически и макияж отражали настроение героев. Например, Женя все время появляется с пучком, но всё время с разным: где-то — с косичками, а в сцене, когда у неё траур, и она переживает — волосы убраны строго, гладко зачесаны».