Провинциалка

Телесериал «Провинциалка» снят по оригинальному сценарию, написанному российскими авторами. По сути, это история «современной Золушки». Может быть, идея и не нова. Но разве от этого сюжет становится менее интересным?

Покорять Москву приезжают тысячи молодых девушек из провинции. Но мало кто из них сталкивается с трудностями, выпавшими на долю Лизы Голицыной: родная сестра попадает в тюрьму по несправедливому обвинению в убийстве, мать больна... Лизе приходится несладко в столице: трудно одновременно учиться, работать, да еще и пытаться найти настоящего убийцу, чтобы снять обвинение с родной сестры.

Немало приезжих изо всех сил пытаются добиться успеха, а в результате — остаются ни с чем. Но только не Лиза. Как и положено истинной Золушке, в финале она получит главный приз: торжество справедливости и любовь «прекрасного принца», богатого наследника Марка. Правда, всё это произодёт ой как нескоро. Секрет успеха Лизы в том, что она — добрый и искренний человек. Такой никогда не останется один, всегда найдутся люди, готовые поддержать и помочь.

«Провинциалка» — это история о девушке, которая приехала в Москву из глубинки. Покорять Москву приезжает очень много людей. Иногда им это удается, иногда — нет. У нашей героини, Лизы, всё получилось. Как правило, в жизни так и бывает: человек, сам того не ожидая, вдруг попадает в нужное время в нужное место, знакомится с людьми, с которыми потом проводит всю жизнь. Правда, случается и наоборот: приезжают в Москву, очень долго пытаются чего-то добиться, а заканчивается всё плохо. Но, мне кажется, кино для того и существует, чтоб показать хорошие стороны жизни.

Лиза должна и учиться, и работать, потому что её мать лежит в больнице, нужно обеспечивать её, а сестра сидит в тюрьме, и ей нужно найти адвоката. Героиня приезжает не завоевывать Москву, она приезжает просто работать здесь, чтобы помочь своим близким. И все у неё получается само собой, наверное, потому, что Лиза — хороший человек.

На «Провинциалке» хороший актерский состав, профессионалы; с кем-то мы работали раньше, с кем-то — нет. На мой взгляд, замечательная актриса — Ирина Розанова. Приятно работать с профессионалом, мастером своего дела. К тому же, Ирина — удивительный человек, с которым приятно общаться. Она многое даёт своим коллегам. У нас снимается в роли Константина Григорий Антипенко, с ним тоже очень интересно работать. Здесь собрался красивый актерский ансамбль, а это, думаю, залог успеха.

Мы придаем большое значение тому, чтобы все интерьеры на сериале были очень правдоподобными, отвечали внутреннему миру героев. И за кажущейся легкостью и изяществом на картинке скрывается большая работа. Иногда получается, что подходящий «кабинет психотерапевта» мы находим в модельном агентстве. Оказывается, что настоящий кабинет психотерапевта, такой, каким он бывает в жизни, место совершенно скучное, невыразительное и неинтересное для фильма. Поэтому задача кино преувеличивать какие-то красивые, яркие моменты. Правда без прикрас нужна не во всем и не всегда. И всё-таки, мы прекрасно понимаем, что некоторые объекты должны быть настоящими. Необходимо снимать их там, где всё происходит в жизни. Например, вся линия Риты, сестры Лизы, которая по сюжету сидит в тюрьме, снималась в настоящем следственном изоляторе. Для всех участников эти съёмки стали первым посещением подобного места, и мы очень надеемся, что и последним.

На проекте «Провинциалка» радует слаженность работы команды. Съёмки максимально приближены к кинотехнологии. Иногда бывает так, что мы снимаем всего лишь три-четыре минуты в день. Есть такие объекты, где снять больше просто не получается. В «Провинциалке» восемь серий. С точки зрения зрительского интереса, этот сериал прорабатывается значительно больше по сравнению с другими сериалами. Здесь абсолютно другие требования к качеству, здесь нет проходных сцен, проходных линий. Всё на своих местах».

«Наши первые разработки „Провинциалки“ были далеки от истории современной Золушки, которую зрители увидят на экранах. Сценарий сильно переделывался: изначально это была скорее детективная история, чем мелодрама.

Кино — область, где между первоначальным замыслом и конечным результатом стоит очень много людей. Все меняется в процессе работы, сериал делает целый коллектив, и каждая личность привносит свое видение. Иногда работа лишь одного человека может кардинально изменить судьбу фильма. Бывает так, что превосходно поставленный и снятый фильм напрочь „убивается“ безвкусным саундтреком. Или наоборот: из-за того, что продюсер беспощадно требует от режиссёра уложиться в рамки бюджета и снять ровно в два раза меньше, чем хочется режиссёру, фильм зачастую выигрывает — из картины уходит „вода“, ненужные кадры и скучные разговоры. Этого не предугадаешь. Фильм может выйти лучше или хуже сценария, может получиться просто другим, но идентичным сценарию он никогда не будет. Так произошло и с „Провинциалкой“. Изменился образ Светланы. Из безжалостной убийцы она превратилась в женщину, беззаветно любящую своего сына. Такой она будет ближе зрителю. В какой-то момент перед нами встала серьёзная нравственная проблема: в конце сериала все должны быть счастливы, но мы очень сомневались, что Марк сможет быть счастлив, когда его мама сидит в тюрьме. Сценарий был переработан, чтобы зритель чувствовал полное удовлетворение: добро победило зло, все помирились».

«Сценаристы всегда переживают за всех своих героев. Ни к какой работе нельзя относиться, как к халтуре. Все обязательно нужно пропускать через себя. Лиза нравится нам тем, что она очень искренний человек. Жизнь заставляет её носить маску: лгать, изворачиваться. По диалогам видно, насколько ей все это неприятно. Нам такие люди импонируют, поэтому в тот момент, когда в сценарии она, наконец, смогла стать вновь самой собою, мы сами почувствовали некоторое облегчение.

Положительных персонажей писать очень сложно, потому что они часто кажутся неинтересными. Даже актёры иногда говорят, что намного увлекательнее играть плохих героев, чем хороших. И тогда на помощь приходят детали, неожиданные особенности характера. Поэтому Лизу мы сделали не сплошь положительной, в ней есть много недостатков: она слишком гордая, принципиальная, не умеет снисходительно относиться к недостаткам людей, всех меряет по себе. Если бы она была ангелом, сериал был бы скучнее. Людям интересно смотреть на живых людей, а не на маски.

Лиза в исполнении Анны Арлановой стала более человечной. Аня играет её забавно и трогательно. У нас в сценарии Лиза была решительной железная леди. Аня же, особенно когда смеется, совсем не похожа на железную леди — это обычная девушка со своими достоинствами, недостатками, сильными и слабыми сторонами, живой и чувствующий человек.

У сериала было несколько вариантов названия, начиная от „Сердцу не прикажешь“ и кончая „Аристократкой“ — это название продержалось недолгое время, пока Лиза была прописана, как „холодная дама“. В итоге от „Аристократки“ отказались, потому что в сознании зрителей термин „аристократка“, при всём ассоциативно вспоминаемом благородстве, отдает неким негативом, потому что таких людей любят не все и не всегда. А милая провинциальная девочка гораздо быстрее сможет найти путь к сердцу людей.

Марк, сыгранный Стасом Бондаренко, тоже очень сильно отличается от написанного нами. Марк Стаса — будто добродушный щенок, открытый всему миру, с самого порога заявляющий: хочу любви и тепла. К тому же он добрый человек. В первом же варианте сценария Марк был юношей, ещё не изжившим некоторую подростковую озлобленность. Лиза намного его старше, но при этом гораздо простодушнее и добрее. А он, как это зачастую бывает у столичных мальчиков, за внешней холодностью прячет комплексы и внутренние проблемы. Он был инфернальный, загадочный, в чем-то даже неприятный. В финальной версии сценария и фильме Марк стал, как и Лиза, более человечным — в этом изрядная заслуга редакторов и самого Стаса.

Во время написания сценария „Провинциалки“ мы заметили: то, что мы пишем, начинает влиять на происходящее в жизни. Об этом нас предупреждал ещё наш мастер во ВГИКе. Один наш знакомый, уже во время нашей работы над сценарием, влюбился в девушку намного старше себя, которую звали Лиза, и эти отношения тоже были проблемными. Вообще, такие странные совпадения — сплошь и рядом в литературной работе, и часто они бывают гораздо более серьёзными и пугающими».

«Провинциалка» — это классическая история Золушки, только на новый лад. Лиза тоже занимается уборкой квартир. Вернее, наш сериал — смесь двух классических сюжетов: старой сказки о Золушке и фильма «Москва слезам не верит». Главная героиня приезжает в Москву и пытается выжить в нашем непростом городе контрастов. Имя героини — Лиза — тоже архетипично для русской драматургии. Сначала сериал хотели назвать «Чудо» или «Аристократка», потому что главная героиня, как многие приехавшие из провинции, чиста в своих помыслах, не испорчена большим городом, той суетой, которая нас окружает. Лиза — девушка не из нашего времени. Она лишена пошлости, подлости, низости — качеств, присущих более прагматичным людям. Мне кажется, Аня Арланова полностью соответствует этому образу.

Но в сериале есть и детективная составляющая. Младшая сестра нашей героини сидит в СИЗО, её обвиняют в убийстве. И Лиза пытается найти доказательства того, что та не совершала преступления.

И всё-таки, в большей мере «Провинциалка» — это история о любви. В первую очередь, это мелодрама. Думаю, «Провинциалка» будет интересна зрителю, потому что в образе Лизы многие женщины увидят себя, а мужчины — своих любимых. Думаю, все её запомнят. Сюжет сериала незамысловат, детективная составляющая обозначена только пунктиром, нет какой-то безумной интриги, зато есть то, что присуще нашему русскому кинематографу, нашим русским театрам — изучение человеческой души".

«Часто на съемках сериалов на подготовку остается не очень много времени, в отличие от большого кино. Много времени уходит на сценарий, работу над персонажами. На „Провинциалке“ мы не придумывали каких-то особых „наворотов“, „кинофокусов“. Была задача просто сделать историю изобразительно интересной. За одну рабочую смену приходилось снимать много сцен, но несмотря на это, мы старались создавать достойный изобразительный результат, в том числе и визуальный. Картинку мы все-таки пытались сделать не сериальной, а более качественной, как в полнометражном кино, чтобы за изображение не было стыдно. В кино каждый кадр — это творческая ответственность режиссера, оператора, художника, они там выкладываются по максимуму. А на сериале надо распределять свои силы, потому что иначе его невозможно будет отснять в установленные сроки. В этом основное отличие и, тем не менее, удается и в некоторых сериалах придерживаться достойного творческого решения. Такая планка была и для нас. Насколько это удалось — будут решать зрители.

Съемки „Провинциалки“ шли в настоящих интерьерах, а не в павильоне. Конечно, снимать в павильонах было бы удобнее. Но плюс интерьеров в том, что они настоящие, их проще воспринимать, зрителям не нужно „дофантазировать“, какой квартира или офис могли бы быть. У нас на съемках реальные интерьеры, где живут люди, работают люди. Единственное ограничение — техническое: больше проблем со светом, чем было бы в павильоне».

«Работа над сериалом «Провинциалка» была непростой, съёмки шли в большом темпе, постоянные переезды, декорации нужно было готовить очень быстро: по три, иногда по четыре за смену. Даже самые, казалось бы, обычные объекты: овощную палатку, киоск с мороженым, приходилось переделывать. В кино не получается приехать и сразу начать работать. Это не репортажные съемки, здесь всё не так просто. В овощной палатке, чтобы она интересно смотрелась в кадре, приходится что-то менять: здесь — переставить ящики с овощами, там — заклеить надпись.

Об одной из главных сцен сериала, встрече Марка и Лизы перед общежитием, всё уже было написано в сценарии, кроме, разве что, шариков. Общежитие — не самое выгодное для декорирования и съёмок место. Но, так как времени на долгие переезды у нас не было, пришлось искать здание, которое подходило бы для съемок и по интерьеру, и по экстерьеру. Выбирали объект долго, месяца полтора. За несколько дней до начала съемок нашли здание общежития института МАИ. И нам ничего не оставалось, как заниматься декорированием двора, для съёмок почти не пригодного. Работала, прикладывая максимум усилий, вся съёмочная группа: и режиссер, и оператор, и администрация, и мы, художники. В результате получилось интересное решение. Теперь посмотрим, каким изображение будет на экране.

Внутри общежития тоже пришлось менять очень многое. Мы взяли обычную студенческую комнату, но, чтобы она подошла для съёмок, её пришлось доработать. Комната должна была быть похожа по характеру на тех двух девушек, которые в ней живут. Обязанность художника как раз и состоит в том, чтобы этот характер персонажей проявить в интерьере, в мелких деталях. Нужно, чтобы в кадре интерьеры не просто смотрелись красиво (а что там происходит — уже не важно), нужно ещё по возможности точно отразить тему, содержание кадра, характер героев, их социальный статус, психологический тип. Я сам не ожидал, что получится так хорошо.

Мне кажется, я могу даже похвалить себя. Ни одного объекта мы не задержали, всё было сделано в срок, причем с минимальной подготовкой. Я говорю, что быстрее меня не работает ни один художник-постановщик. Режиссер, Артем Насыбулин, правда, возразил как-то, что знает художников, работающих быстрее. Но я спросил: «Так же качественно?». Он ответил: «Нет, не так».

«Когда мы с режиссером Артёмом Насыбулиным прочитали сценарий „Провинциалки“, у нас сложилось некое представление о том, как должны выглядеть герои. Но потом пришла Анна Арланова со своим образом, своим видением. Например, Аня сказала, что никогда не носит брюк в жизни, поэтому и в кадре будет чувствовать себя в них неудобно, „как будто обнаженная“. Пришлось кое-что менять. Когда Лиза из провинциальной девушки превращается в бизнес-леди, мы планировали одеть ее в строгий брючный костюм. Но пришлось заменить деловой костюм деловой юбкой. Только один раз в сцене на ипподроме Аня вынуждена была согласиться на брюки. И то, только ради того, чтобы сесть в седло. Кататься на лошади в юбке никак бы не получилось. Аня эти брюки так и называла „нелюбимый костюм“.

Аня приносила на съёмки и свои собственные вещи, они появляются у нас в кадре. Так что образ провинциалки Лизы мы создавали все вместе. Получилась такая романтичная и немного странная девушка. Когда мы снимали сцену в электричке, актеры массовки удивлялись: „Что это за провинциалка, приезжие из провинции одеваются совсем не так!“. Но будем считать, что Лиза у нас особенная: она играет на фортепиано, мама у нее — учительница. Такая вот семья провинциальной интеллигенции.

Когда придумываешь костюмы к фильму, нужно учитывать собственную подачу актера: образ, голос... Анна Арланова и в жизни немного похожа на свою героиню, разве что одевается более нарядно. Но любовь к „милым вещам“ она Лизе передала. У Ани на съемках даже появилась любимая вещь: коричневая юбка с карманами.

История „Провинциалки“ — немного сказочная. Нам хотелось, чтобы финал был романтичным и очень красивым. Поэтому в последней сцене, когда герои встречаются в сквере, украшенном воздушными шарами, Лизу мы одели в воздушное платье, сшитое на заказ. А Марк появился в белоснежном костюме. То, что костюм должен быть именно белым, придумал режиссер».

«Анне Арлановой (Лизе) мы перед съёмками корректировали цвет волос. Волосы у актрисы были чуть темнее, мы их немного осветлили, чтобы создать романтичный образ. Начинается сериал „Провинциалка“ с того, что Лиза, тогда ещё домработница, появляется с пучком. Так могла бы причесаться настоящая уборщица. А потом Лиза у нас постепенно из провинциалки превращается в деловую девушку, настоящую бизнес-леди. Это выражается, прежде всего, в прическе. Пожелания режиссёра, Артёма Насыбулина, немного отличались от сериальных стандартов. Обычно офисных девушек представляют с гладко причёсанными волосами. Мы пошли по другому пути: Лиза появляется в кадре с шикарными локонами, уверенным макияжем.

Небольшие превращения происходят и с мамой Лизы. Почти весь фильм она у нас болеет, а в конце вдруг свершено меняется: выздоравливает, становится красивой, нарядной, с замечательной прической. Существует специальный грим „под больного человека“: запавшие глаза, бледность, тени. Особый грим придумывался и для Риты, Лизиной сестры, которая сидит по сюжету в СИЗО — это эффект „отсутствия грима“. Конечно, на самом деле грим есть, но он не должен быть виден на экране. Потом, когда Рита выходит из тюрьмы, оказывается, что она — молодая симпатичная девочка, которая не нуждается в том, чтобы ее приукрашивали.

Ирина Розанова, исполнительница роли Светланы, сама принимала участие в создании образа. Она высказала пожелание, чтобы у её героини были локоны, которые делают образ более женственным».